Саморегулируемая организация
НП ПЖК "МежРегионРазвитие"

Санкт-Петербург, пер. Антоненко, дом 2
Тел: +7 812 6080119, факс: +7 812 6080219
Эл.почта: mrr-sro@mail.ru

20.02.2019

Максим Егоров: Статистика по отрасли ЖКХ в России нуждается в актуализации

Заместитель министра строительства и ЖКХ России Максим Егоров

© Пресс-служба Минстроя РФЖКХ по-прежнему остается одной из самых острых тем для российского общества, а самые больные точки в данной сфере – неплатежи и износ коммунальных систем. При этом, говорит Максим Егоров, недавно назначенный замглавы Минстроя РФ, ответственным за ЖКХ, мы далеко не всегда располагаем корректным данными о реальном состоянии сетей и объектов коммунальной инфраструктуры в стране, поскольку сама статистика в этой области требует обновления. В своем первом интервью на посту замминистра Егоров рассказал РИА Новости, какие законодательные инициативы в жилищно-коммунальной сфере станут приоритетными для Минстроя в 2019 году, а какие ведомство решило поставить на паузу, поскольку считает их поспешными.– Максим Борисович, это ваше первое интервью в должности замглавы Минстроя, отвечающего за сферу ЖКХ. Какие задачи на этом посту вы считаете для себя главными?– Самая главная — выполнение майского указа президента по реализации национального проекта «Жилье и городская среда», а также двух федеральных – «Чистая вода» и «Оздоровление Волги». И главный результат, на который мы нацелены, это оценка россиян, каждый житель нашей страны должен почувствовать изменения к лучшему. Параллельно с этой амбициозной задачей мы будем качественно исполнять свою текущую работу по бесперебойной поставке воды и тепла гражданам нашей страны.– Задачи в рамках нацпроекта стоят очень серьезные. Не страшно – вы себе камикадзе не кажетесь?– Абсолютно нет, потому что мы каждую минуту отвечаем за системы жизнедеятельности человека – канализацию, тепло, воду, свет, управление домами, вывоз мусора, ликвидацию аварий.– И как вы оцениваете на сегодняшний день состояние систем ЖКХ?– Страна у нас большая, каждый субъект, каждый муниципалитет находится в разных климатических и экономических условиях, где-то изношенность минимальная и находится в нормативных параметрах, а где-то износ достигает 50-60 процентов, поэтому нельзя подходить ко всем муниципалитетам с одной меркой. Однако наши проблемы не только в старении сетей, но и в управленческих командах на местах. За последние годы институт профессионального образования в сфере ЖКХ был утрачен на всех стадиях – от слесаря-водопроводчика и электрика до менеджмента.– И что Минстрой на федеральном уровне может сделать с этим? Ведь даже заменить одного регионального министра ЖКХ на другого не в ваших компетенциях.– Сменить министра мы не можем, с этим в случае необходимости прекрасно справляются главы регионов, но в наших силах вооружить специалистов на местах знаниями и технологиями. Для этого Минстрой планирует цикл обучающих мероприятий. Так, в феврале у нас запланированы два семинара: один по расселению аварийного фонда, другой по конкурсу для малых городов и исторических поселений.– Недавно глава Минстроя Владимир Якушев заявил, что отрасль недофинансирована. Сколько средств не хватает, чтобы она успешно функционировала? Каков уровень задолженности в отрасли, какова доля безвозвратных долгов?– По состоянию на третий квартал 2018 года, задолженность составляет 1 триллион 300 миллиардов рублей. При этом 750 миллиардов из них – это общая задолженность населения и управляющих компаний. Долги колоссальные, и они связаны со множеством причин, в первую очередь, это недобросовестность потребителей ресурсов – как населения, так и УК. Вторая причина – это неплатежеспособность населения, а третья, увы, это воровство.

Банковские карты и единый платежный документ оплаты услуг ЖКХ города Москвы

Собираемость платежей за капремонт в России стабильно превышает 90%, это свидетельствует, что в целом люди, как правило, склонны вовремя платить за ЖКХ. Почему нельзя разделить долги физлиц и недобросовестных УК?

Пока это трудно сделать. Институт прямых договоров только заработал, давайте год посмотрим и потом оценим цифры. Хотя, как говорят ресурсники, эффект уже хороший.– А что делать с уже накопившимися долгами в системе? Может, их стоит списать и начать все с чистого листа?– Министр (глава Минстроя Владимир Якушев – ред.) уже высказался по этому поводу. Я могу только поддержать его. Неоплаченный ресурс – это по сути воровство. Поэтому здесь лучше говорить о взыскании долгов теми законными способами, которые есть.– То есть вы сторонник позиции, что тем, кто не платит вовремя, нужно перекрывать кран с водой и обрубать свет?– Да, я придерживаюсь такого мнения. Но прежде, чем это делать, надо тщательно разобраться в причинах, почему так произошло.– А если ты платишь, но твои деньги пропадают в промежутке между УК и ресурсоснабжающими организациями (РСО)?– Тогда надо обращаться в правоохранительные органы – это их прерогатива. Поэтому и был создан институт прямых договоров. Плюс в скором времени появится установка интеллектуальных приборов учета, которые напрямую смогут передавать показания в РСО, и те уже будут видеть баланс между потреблением ресурса и платежам.Однако у темы задолженности в сфере ЖКХ есть и смежная тема, которую мне бы хотелось поднять – культура потребления коммунальных ресурсов. Люди считают, что можно бесконечно сливать воду, включать свет во всех комнатах, даже если ты находишься в одной, не использовать энергосберегающие лампы и так далее.

Кошка пьет воду из-под крана

– Приведу еще одно заявление вашего руководителя Владимира Якушева. В одном из своих выступлений министр заявил, что Минстрой не видит иных источников финансирования системы ЖКХ, кроме бюджетных средств. Можно ли сделать вывод, что попытки привлечь концессионеров особым успехом не увенчались?– К сожалению, в последнее время система бюджетной поддержки отрасли отсутствовала. Да, мы выделяли деньги через фонд реформирования ЖКХ, но это копейки в масштабах страны. Например, сейчас объем таких средств, которые можно потратить на модернизацию коммунальных объектов, составляет 13 миллиардов рублей. На днях правительством подписан распорядительный документ, согласно которому эти деньги размораживаются, и мы сможем приступить к реализации отдельных инвестиционных проектов в муниципалитетах.Значительные вложения в коммунальную инфраструктуру планируются и в рамках нацпроекта «Экология». В частности, на повышение качества водоподготовки в российских городах по проекту «Чистая вода».– По расчетам министерства, в федеральную программу «Чистая вода» должно войти до 400 крупных объектов водоснабжения. Регионы уже начали подавать заявки на участие?– В этом году мы планируем начать с небольших объемов финансирования и уже в следующие годы раскрутиться по полной, поскольку далеко не у всех субъектов, желающих получить деньги, в полном объёме подготовлена проектно-сметная документация и есть технико-экономическое обоснование проекта. Мы завершили подписание соглашений с регионами о выделении 5 миллиардов рублей по линии «Чистой воды» 15 февраля. В проекте участвуют 83 региона, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга.

В лаборатории качества воды

Кто более активен из регионов?– Московская, Самарская, Нижегородская области. Кстати, в регионах, где в городах качество воды уже хорошее, имеющиеся деньги можно будет направить на улучшение ситуации в сельских поселениях.– Перспективы обновления объектов водоснабжения и водоотведения, благодаря нацпроекту «Экология», более-менее понятны. А что делать с необходимостью обновления инфраструктуры по теплу?– Пока из реальных инструментов есть только институт «альтернативной котельной», но, к сожалению, он очень тяжело запускается, и на результаты действия этого механизма мы сможем посмотреть в лучшем случае в следующем году."Альтернативная котельная" – это новый метод расчета тарифов на тепло. По этому принципу цена на теплоэнергию для потребителей определяется не по методу «затраты плюс» (ежегодно формируется региональными регуляторами на основе расходов, заявленных компанией), а в рамках свободного ценообразования, ограниченного предельной планкой. Речи о строительстве реальной котельной не идет. Это лишь расчет цены на тепловую энергию по принципу: дешевле построить собственный источник тепла или подключиться к уже существующему. Размер цены на тепловую энергию рассчитывается для конкретного города (вернее зоны теплоснабжения) исходя из стоимости строительства потенциального альтернативного источника теплоснабжения.Читать далее– Сколько в среднем стоит модернизация систем теплоснабжения?– На это вопрос вам никто не ответит. Дело в том, что сейчас, увы, нужно реанимировать работу и увеличивать скорость передачи статистических данных в секторе ЖКХ. На совещании с новым руководителем Росстата мы договорились актуализировать все формы отчетности, убрать то большое количество ненужной информации, которая заполняется регионами. При подготовке к осенне-зимнему периоду (ОЗП) мы обнаружили, что у нас нет реально нужных данных статотчетности, но есть, например, отчёт о количестве гвоздей, которые хранятся на базах материально-технического снабжения ресурсоснабжающих организаций. Скажите мне, зачем это нужно?Формы статистической отчетности, к сожалению, настолько устарели, что чем больше информации отправляется, тем ниже качество этой информации.Некоторые регионы, заполняя данные, просто лукавят, а мы, в итоге, не можем понять как на самом деле обстоят дела, что тормозит процесс и не позволяет работать на опережение ситуации.В ходе большой работы в регионах по улучшению статотчетности значительное внимание мы планируем уделить теплу. Мы планируем, хоть это и работа не одного года, наладить баланс производства и потребления ресурсов, в том числе и по части тепла и воды. Надо четко знать, сколько ресурсов производится и потребляется, а также какие потери у нас есть на этапе поставки ресурсов.– А разве сейчас нельзя посчитать, сколько мы производим и потребляем ресурсов?– Мы можем посчитать, но пока только в целом по стране. А мы хотели бы понимать в разрезе по субъектам и муниципалитетам. В период подготовки к отопительному сезону вопросы с поставкой топлива в ряд регионов на Дальнем Востоке и в Сибири пришлось решать практически в ручном режиме. По телефону искали, где взять топливо и где найти на него деньги. Почему так произошло? Все дело в том, что регионы не до конца понимали объём топлива, которое они используют, не у всех было представление, сколько им нужно запасов на зиму. И в итоге, в нескольких случаях у РЖД просто вовремя не заказали нужное число полувагонов для доставки угля.У коллег из Минэнерго эта цепочка налажена, но им проще – они работают с крупными энергокомпаниями. Нам придется провести аналогичную работу по котельным на уровне регионов и муниципалитетов. Задача – понимать и прогнозировать точки, где у нас могут возникнуть проблемы. А сейчас министерство в таких ситуациях работает «с колес», что, конечно же, неправильно, и это будем исправлять.

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Владимир Якушев

Глава Минстроя посетовал, что концессии в ЖКХ не работают в малых городах– Вернемся к вопросу привлечения частных инвестиций в модернизацию ЖКХ. Почему Минстрой сегодня так пессимистично оценивает механизм концессий, на который еще пару лет назад возлагались большие надежды?– Почему же, в ряде субъектов концессии заработали. Но концессия пошла там, где есть экономически обоснованный тариф, высокая собираемость платежей за ресурс и большой объем поставок. А вот использовать этот механизм в муниципалитетах с низкой платежеспособностью граждан и низкой тарифной базой не получается. Поэтому бюджетные средства мы сейчас и рассматриваем как основной вид инвестиций.– Как вы оцениваете текущий отопительный сезон?– Я уже говорил о проблемах, связанных с обеспечением регионов топливом при подготовке к этому ОЗП. Кстати, именно наше министерство летом прошлого года подняло вопрос о том, что рост цен на топливо, в частности, на мазут и уголь значительно выше, чем это заложено в тарифы, и инициировало выделение средств из федерального бюджета на компенсацию разницы. Деньги правительством выделены, и отопительный сезон идет без серьёзных сбоев. На данный момент режим ЧС вводили четыре раза. Кроме страшных трагедий в Магнитогорске и Шахтах, стоит упомянуть крупную аварию в Самаре, где случился прорыв магистральной тепловой сети. Мы с регионами на связи 24 часа, ни один выходной не прошел у меня без выяснения обстоятельств какого-либо происшествия.– Давайте поговорим про Фонд ЖКХ и то, чем он будет заниматься. Когда работа фонда продлевалась, предполагалось, что он будет наделен дополнительными функциями. Что это за функции и как вы видите работу фонда?– Главная задача фонда – это расселение граждан из аварийного жилья. За шесть лет на эти цели планируется направить 500 миллиардов рублей. В этом году сумма составит 35,4 миллиарда. Мы надеемся, что эти деньги пойдут в регионы в мае-июне.

Президент РФ Владимир Путин во время встречи с представителями общественности по вопросам реализации национального проекта Жилье и городская среда

Путин призвал расселять аварийное жилье– Как эти деньги будут распределяться?– Деньги на 2019 год будут распределяться по субъектам, исходя из объема аварийного фонда, который есть в том или ином субъекте, а также средней стоимости квадратного метра. Средства выделяются на условиях софинансирования из расчета 95% федеральных денег на 5% региональных. При этом в среднем по стране, если брать статистику прошлых лет, выходило 86% на 14%, поскольку в ряде субъектов доля регионального софинансирования была выше минимального порога. В дальнейшем мы планируем активно поощрять регионы, вкладывающие дополнительные средства в расселение аварийного жилья, в том числе привлекая внебюджетные источники.– И в чем будет заключаться поощрение?– До 20 июля 2019 года Минстрой должен разработать новые механизмы переселения граждан, и в документе, который мы представим, все будет подробно описано. Но в целом мы исходим из того, что если регионы успешно реализуют мероприятия по расселению аварийных домов не только за счет федеральных средств, но и за счет своих собственных, и используют внебюджетные источники, то они могут рассчитывать на выделение дополнительных траншей.– По каким критериям будет определяться успешность выполнения программы?– Например, мы говорим о том, что дома, признанные аварийными до 1 января 2017 года, необходимо расселить за шесть лет. Но некоторые регионы заявляют о своей готовности справиться с этой задачей до 2021 года. Если им удастся это сделать, мы сохраним им федеральные деньги и на 2022 год.

Аварийный дом в Балашихе

Половина бюджета нацпроекта по жилью уйдет на расселение аварийных домов– А сколько жилья у нас было признано аварийным до 1 января 2017 года?– Цифры разнятся. Летом, на 1 января 2017 года, аварийный фонд составлял 9,4 миллиона квадратных метров. При этом в 2018 году министерство поручило субъектам провести инвентаризацию и подготовить адресные списки всех непригодных к проживанию домов и людей, которые в них зарегистрированы и владеют недвижимостью. Сейчас эта работа на завершающей стадии.– Насколько вы доверяете данным из регионов? Я много раз слышала жалобы, что субъекты федерации занижают объемы аварийного жилья из-за отсутствия денег на расселение домов.– Напомню, с юридической точки зрения в нашей стране запускают признание дома аварийным его собственники. Это либо граждане, либо муниципалитет.Кстати, сегодня мы инициировали введение понятия ветхого жилого фонда в дополнение к понятию аварийного жилья именно для того, чтобы у регионов не было искушения лукавить с цифрами по аварийке.– И чем же ветхие дома будут отличаться от аварийных?– Мы считаем, что в ветхом жилом фонде можно жить, но при этом требуются отдельные мероприятия по его капитальному ремонту. В отличие от аварийного жилья, которое просто небезопасно для жизни граждан, ветхое представляет собой здание с ограниченным ресурсом использования несущих конструкций. Ими можно пользоваться, но надо отремонтировать.Напомню, до сегодняшнего дня дома, в которых еще можно было жить, но при этом попавшие по тем или иным причинам в категорию аварийных, автоматически выпадали из программы капитального ремонта, и стояли 5-6 лет, превращаясь в дома, действительно не пригодные для проживания. Вводя же институт ветхих домов, мы будем отдельно мониторить состояние подобного жилья.– За чей счет будут ремонтировать ветхие дома?– Будет отдельная подпрограмма в рамках программы капитального ремонта, где можно будет уйти от долгосрочных планов. Сейчас программа капремонта по каждому дому формируется на 30 лет, и в ней описано, когда и что нужно делать с каждой системой.Если же дом попадет в число ветхих, то мероприятия по капремонту в нем будут проходить каждый год.– И когда появится такое понятие, как ветхие дома?– Соответствующее постановление правительства уже находится на согласовании в Минюсте. Надеюсь, документ выйдет в первом полугодии 2019 года.Позже потребуется внести также изменения в Градостроительный кодекс, отдельно описав, как должен происходить капремонт ветхих домов.

Разрушенная квартира

Свыше 530 тысяч человек расселят из аварийного жилья к концу 2024 года– А могут ли пересмотреть перечень аварийных домов, перенеся часть зданий из него в список ветхих?– Нет, по тем домам, которые уже признаны аварийными, пересмотра их состояния не будет, если сами граждане этого не захотят.– И снова вопрос о статистике. Сколько времени потребуется, чтобы выяснить, сколько у нас ветхих домов?– По ветхим домам есть показатель в статотчетности: дома признаются ветхими, если их износ составляет 65% для деревянных зданий и 70% для всех остальных. Причем речь идет не о физическом износе, а об износе по БТИ. Естественно, использовать в реальной работе эти данные не слишком удобно, потому что, к примеру, бывают «сталинские» дома, инвентаризационный износ которых составляет 80%, но при этом они в прекрасном состоянии и могут простоять еще очень долго.– Кто будет определять ветхость домов после того, как появится понятие ветхого фонда?– Это будут делать специальные комиссии в регионах, аналогичные тем, что признают дома аварийными.– Раз уж мы с вами заговорили о законодательных инициативах Минстроя, то расскажите в целом о планах ведомства на нормативно-правовое регулирование на 2019 год.– Главное – это расселение аварийного жилого фонда. Необходимо выпустить ряд постановлений до 20 июля 2019 года, а также проработать поправки в Градостроительный кодекс, без которых введение категории ветхих домов будет бессмысленным.Что касается изменений в Жилищный кодекс, то законодательную активность по этому направлению мы решили приостановить. В последнее время было слишком много разных поправок, и, откровенно говоря, это привело к небольшому хаосу на рынке. В части управления жилищным фондом я вижу свою задачу в том, чтобы всесторонне обсудить сложившуюся ситуацию с экспертным сообществом, ресурсоснабжающими организациями, управляющими компаниями, органами жилищного надзора.– Уже несколько лет Минстрой занимается подготовкой законопроекта о похоронном деле, документ находился в области ответственности зама по ЖКХ. Что сегодня с ним происходит?– До 1 апреля мы внесем законопроект в правительство РФ. У нас, в частности, есть поручение определить, кто будет ответственным за ритуальные услуги в стране.– На фоне последних трагических событий в Магнитогорске и Шахтах Минстрой предложил увеличить содержание в бытовом газе одорантов, чтобы люди могли раньше почувствовать утечку. При этом есть инициатива депутатов Госдумы об установке в домах автоматизированных систем контроля за обеспечением газовой безопасности за счет региональных фондов капремонта. Какова позиция министерства в отношении контроля за газом?– Мы внесли «дорожную карту» по согласованию с другими ведомствами. В документе прописаны мероприятия, которые необходимы, чтобы обеспечить газовую безопасность в быту. Что касается добавления одорантов в газ, это решение мы предлагали еще летом прошлого года. Подготовка соответствующего нормативного акта прерогатива Минэнерго. Что касается установки газоанализаторов, то наша позиция следующая: этот вопрос требует дополнительной проработки. Необходимо проанализировать, сколько это будет стоить и за чей счет все это будет финансироваться. Идею тратить на это фонды капремонта мы категорически не поддерживаем, потому что это дополнительное бремя на программу, которая в целом в ряде субъектов РФ и так не сбалансирована и финансово не устойчива.– Какова сегодня ситуация с ГИС ЖКХ? Когда информационная система сможет полноценно заработать?– Правительство готовится внести в Госдуму законопроект о назначении Минстроя заказчиком ГИС ЖКХ. Уже готова совместная с Минсвязью «дорожная карта», описывающая первоочередные доработки, необходимые для функционирования ГИС. Надеюсь, что система сможет полноценно заработать через пару лет.

Клавиатура компьютера

Почти все дома в РФ зарегистрировались в системе ГИС ЖКХ– В зоне вашей ответственности также вопросы, связанные с реализацией федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». Что сейчас нового происходит по этой теме?– На финишной прямой находится методика расчета индекса качества городской среды. Министерство планирует, что до 1 марта она будет утверждена постановлением правительства, а до 1 ноября мы узнаем значение индекса для всех российских городов исходя из 36 показателей, имеющихся в методике. Неблагоприятной будет признана городская среда в населенных пунктах, где показатель будет ниже 50%. Напомню, согласно майскому указу президента, мы должны увеличить индекс качества городской среды в среднем на 30%.– Почему столько времени потребуется на расчеты?– Часть информации, согласно методике, мы получим из соцсетей, а часть будет собираться Росстатом. Раньше, чем 1 ноября, они получить эти данные просто не успеют. Минстрой будет отвечать за агрегирование всех сведений.– Как дальше будут использоваться данные индекса?– Исходя из этих показателей субъектам РФ будут выделяться деньги на формирование качественной городской среды.– Чем еще занимается сейчас Минстрой по направлению городской среды?– Мы сосредоточились на подготовке конкурса «Малые города и исторические поселения», который показал большую востребованность в регионах. Уже более 600 населенных пунктов подали свои заявки. Их прием закончится до 1 апреля, а к 1 мая мы сможем подвести итоги конкурса. Конкурс 2019 года мы постараемся сделать максимально прозрачным, в том числе и с точки зрения принятия решений по результатам. Прием заявок осуществляется только в электронном виде, и на сайте будет видно, какая заявка будет принята, а какая – отклонена.Кроме того, внимание будет уделено тем ошибкам, которые мы выявили при проведении предыдущего конкурса. Например, мы будем проверять принадлежность земельных участков, потому что видим, что в ряде муниципалитетов, которые выиграли конкурс, земля не была оформлена должным образом, и сейчас реализация проектов там находится под угрозой срыва.Беседовала Ольга НАБАТНИКОВА

Источник: https://realty.ria.ru/20190219/1551038856.html

Наверх